Приобретение навыков 21-го века требует преподавания 21-го века

Как Вы, наверное, уже заметили, мне очень небезразлична тема сегодняшней системы образования, а именно того, что она готовит людей, абсолютно не подготовленных к жизни. Я думаю мы все знаем немало выпускников, которые не могут использовать свои дипломы и работают на работах, которые, в принципе, не требуют наличия диплома. На мой взгляд, сегодняшняя система все еще штампует выпускников по старому шаблону – молодых людей, которым на протяжении ряда лет “впихивали” в голову все, что сами знали, при этом не задумываясь, что они будут с этим багажом знаний делать в будущем.

Вот как выглядела система образования в мои годы (школа и институт):

1.   Фокус и внимание учителя были либо на предмете, либо на себе самих, но уж никак не на учениках. Моим учителям было не важно, что я понимала из того, что они преподавали, или когда мне в жизни пригодится то, что они рассказывали наизусть у доски.

2.   Моим учителям было неважно, как мы – ученики – чувствовали себя (порой испуганными, порой униженными). Единственное, на что они были способны, это незамедлительно составить список любимчиков, середнячков, и конечно, тех, на ком можно было сразу ставить крест (и кого уж волновало, что это были второ- или четверо- или даже восьми-классники!) Главное было сразу определиться, кому отдать все свое внимание, а остальных можно просто было вынести “за скобки” и спокойно о них забыть.

3.   Многим отличникам пятерки ставились за послушание, а не за предмет.

4.   Многим двоечникам двойки ставились за то, что имели собственного мнения (и тем самым становились неугодны учителю).

5.   Нас всех учили повиноваться и все делать по команде – читать, писать, думать.…когда команды нет (или учитель не смотрит), можно ничего не делать.

6.   Самостоятельность и инициатива были наказуемы.

7.   Студенты должны были не думать, а просто запоминать наизусть все, что говорил учитель.

8.   Наши лекторы в институте могли даже не посмотреть на нас в течение всей пары! Все, что я помню, это безликие фигуры профессоров, либо ходящих от двери до окна и обратно, читая наизусть выученную лекцию, либо и того лучше – профессора, стоящего к доске лицом и классу….простите задом. Неужели можно затронуть сердца и умы молодых людей без даже попытки узнать их – кто они, что они, что им интересно, что они понимают? У профессора была своя программа минимум, и студенты входили в нее лишь постольку поскольку.

9.   Получив диплом, многие выпускники так и не смогли им воспользоваться.

ОСНОВНЫЕ ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТАТЬИ (АВТОРЫ СТАТЬИ SAAVEDRA AND OPFER).

1.   Коммуникации, совместная работа, и умение решать проблемы с людьми со всего мира – вот важные навыки сегодняшних учеников.

2.   Все меньше работодателей нуждаются в людях в базовыми знаниями и все больше в людях с “продвинутыми умственными способностями” и навыками общения.

Также, авторы делятся результатами исследований, проведенными Вагнером, который опросил сотни лидеров в области бизнеса, некоммерческих организаций, образования, и др. Среди наиболее важных навыков они называют следующие:

1.   Мышление и умение решать проблемы

2.   Лидерство

3.   Умение адаптироваться

4.   Инициатива и предпринимательство

5.   Нахождение и анализ информации

6.   Любознательность

Какие же из вышеперечисленных навыков мы получали во времена нашей школы?

Мышление и умение решать проблемы – за все время учебы, нас практически не учили мыслить – нас учили слушать и запоминать, а за любое неповиновение или не соглашение с учителем выставляли из класса (знаю на собственном опыте).

Решение проблем – Сколько проблем мы решали? Сколько решили?

Лидерство? С такими выражениями в нашем языке как “выскочка” и “я- последняя буква алфавита”, кто-бы даже осмелился быть лидером?

Умение адаптироваться – тут уж жизнь заставляла, конечно

Инициатива и предпринимательство? Инициатива наказуема, а предпринимательство было вообще ругательным словом.

Нахождение и анализ информации – вместо этого нам все находили учителя и кормили с ложечки. Оставалось лишь рот открывать, и есть – зачатую насильно.

Любознательность – это существовало не благодаря, а вопреки школе.

Авторы статьи считают, что на 2009 год, “устаревшая система передачи знаний от учителя ученику с помощью лекций и учебников все еще является доминирующей моделью системы обязательного образования в большинстве стран мира”. При такой модели, студенты могут выучить информацию, но чаще всего не получают возможности применить знания на практике (я часто думаю об учителях, которые учили нас множеству предметов, при этом никогда не показав, как все это применяется в жизни. Если честно, я мало уверена, что они сами могли или даже понимали, как это применяется в настоящем мире).

ГДЕ ЖЕ ИСКАТЬ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ?

1.   Актуальность – так как сегодняшние студенты не зависят от преподавателей, когда им нужно что-то узнать (все есть в телефоне), необходимо им дать возможность изучать то, что актуально в их жизни “здесь и сейчас”. Сегодня. Что они хотят узнать? Что им интересно? Что им важно? Если они не могут применить то, что изучают, где гарантия, что новые знания просто не улетучатся?

2.   Авторы книги “персонализация обучения” призывают дать студентам “право голоса” и “право выбора“. Опять же, они должны быть в центре своего обучающего процесса. Обучение не должно больше “делаться им” – как насчет “делаться ими?”

3.   Использование технологий – использование технологий уже само по себе научит важным навыкам (и речь тут не идет о чтении все того же учебника, только на экране). Позвольте студентам использовать различные программы по их выбору и предпочтению, позвольте им составлять программы, программировать, создавать приложения, писать блоги, делать видео, и т.д., и у них уже будут навыки, которые помогут им быть более успешными и полезными членами общества. В конце концов, технологии сегодня присутствуют в любой сфере нашей жизни, и скорее всего в будущем их будет только больше.

4.   Чтобы решить проблему, нужно ее уметь распознать для начала! Еще один очень известный лидер в среде образования в Северной Америке (Канада и США) призывает отказаться от привычной практики давания студентам проблемы и вариантов ее решения (чтобы потом все это просто рассказать на зачете – много ли тут умственной работы?) Вместо этого, давайте дадим им возможность узнать или распознать проблему и найти решение.

5.   Давайте позволим студентам учить друг друга – ведь они умные! У них есть энергия, желание, ум, идеи, собственные мнения – все что нужно понять учителю, это то, что он должен уметь не пытаться дать ответ на все вопросы, не стоять во главе класса и быть в центре внимания – в конце концов, учеба ведь принадлежит студентам! Ну так давайте дадим им главное место в классе!

6.   Давайте не просто учить, а учить учиться – как правильно задавать вопросы и находить на них ответы, что делать, если не получается, как не сдаваться. Как продолжать искать ответы или решения, пока не найдешь.

ЧТО ИЗ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО Я УЖЕ ПОПРОБОВАЛА В СВОИХ КЛАССАХ И ЧТО ДАЛО РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.   Однозначно актуальность! Канули те времена, когда я говорила, что и когда читать – если уж на то пошло, разве мы не сами выбираем в реальной жизни, что и когда читать? Мы можем читать запоем и не остановиться, пока не закончим книгу, а можем начать и навсегда ее отложить. Почему же наши студенты не имеют такого права? Когда они читают книги выбранные самостоятельно, мы все получаем совсем другие результаты!

2.   Право выбора и право голоса – я даю им выбрать тему сочинений, тему собственных исследований, работать самостоятельно или в группе, какие использовать технологии, и т.д. И они на глазах превращаются из пассивных людей, которые просто выполняют приказы, в активных и заинтересованных людей, которые способны принимать важные решения!

3.   Основное место в классе – в центре внимания- студентам! Моя задача не стоять на подиуме и вкладывать знания в их головы – моя задача задать им вопросы или поставить задачи, и уйти в сторону. Это они, а не я, должны думать, говорить, спрашивать, разъяснять, искать, находить, и принимать решения. И они это приветствуют и принимают на ура.

4.   Я не даю ответов. Я показываю, или как мы это называем, моделирую мышление и построение вопросов, а найти ответы – задача студентов. Самостоятельно или вместе, но это должны делать они! А иначе они так и останутся беспомощными созданиями, которые боятся принять решение.

Меня всегда поражает, на что способны студенты и как многое могут сделать если видят, что в них верят. Что им верят. Что их воспринимают как способных думать и делать. В то же время, они не брошены на произвол – как учитель, я всегда рядом, готова поддержать или подсказать. И они всегда благодарят за опыт, полученный в моем классе:)